Филигранные изделия и современный бренд

коллекция Гольче Даббана
5
(4)

Филигрань в серебряных изделиях восхищают поклонников тонкой работы. Такие товары достойны находится среди экспонатов Эрмитажа. Хоть история этой техники работы с металлами насчитывает миллионы лет, популярности не потеряла.

 Скань в древней Руси

изделие скань

В антикварных интернет-магазинах выкладывают посуду, шкатулки, рамки для картин и ювелирные украшения с затейливыми узорами из тончайшего металла. Такая техника изготовления называется филигрань или скань.

Это сложный и трудоемкий творческий процесс, во время которого мастер по отдельности собирает все элементы филигранного узора.

В результате торговли с греческими городами на территорию древнерусских славян были завезены ювелирные изделия с филигранными орнаментами из металла. Русские мастера оценили по достоинству иноземное творчество и адаптировали под свою культуру и вкусы.

Вскоре появились наглядные примеры ответа на вопрос: «Филигрань — это что?». Мастера могли продемонстрировать височные кольца, серьги и другие филигранные ювелирные украшения. Яркий пример – шапка Мономаха, покрытая узором скани.

шапка мономаха

Инок Амвросий и мастер Иван Фомин считаются основоположниками древнерусской скани в XIV-XV веках. Творчество монаха стало настолько уникальным, что образовалась «школа Амвросия». Его стилю подражали мастера по всей стране.

Монах работал с твердыми сортами дерева (самшит, кипарис, палисандр, орех). При этом его изделия отличались изяществом и красотой. Украшал же свои изделия при помощи филиграни, гравировки, литья красной и синей мастики. Самыми знаменитыми работами священника стали: трехстворчатый складень из ореха в золоченом ковчеге (1456 ), золотой литургический сосуд, деревянная круглая панагия в узорчатой оправе и семиконечный напрестольный крест с литым распятием.

Фомин прекрасно разбирался в западноевропейском и византийском искусстве. Его творения имели большую схожесть с оригинальным филигранным искусством. Он использовал заимствованный у греков секрет: скреплял высокий рельеф филигранного узора с фоном при помощи ртутной амальгамы.

Самая известная его работа – потир, сделанный по заказу великого князя Василия Темного, для преподнесения им Троице-Сергиеву монастырю. Сама чаша была выполнена из золотистого с красноватым отливом мрамора. Затем вставлена в основу из золота, верхнюю часть которой, украшали, выполненные сканью, узоры листвы.

Так начала распространяться древнерусская филигрань. Но в стиле исполнения скань на Руси была уникальна, непохожая на оригинал из европейских стран.

 Краткая история филиграни

Исследователи не уточняют, когда зародилась филигрань. История  появления теряется на территориях Месопотамии. Археологами были найдены самые древние изделия, датируемые пятым веком до нашей эры. Позже филигранным искусством овладели индийцы, персы, финикийцы и египтяне.

А в VIII веке до нашей эры филигранная технология распространилась на землях скифов. В их предметах декора и различных филигранных украшениях просматривались звериные облики. Переняв от своих соседей — финикийцев, римляне, этруски и греки передавали веками секреты филигранного искусства.

В Центральной и Западной Европе, на территории Руси филигранная техника появилась в XVI веке. Развиваться искусство скани начало в начале XVIII веке. В последующие столетия на русской территории стали появляться центры филиграни со своим уникальным стилем и методом исполнения.

Так, на берегах Сожа появилась ювелирная техника древесной скани, утраченная практически полностью. Восстановил ее в 1990 году Владимир Валентинович Цекунов. Преподаватель оборудовал мастерскую и изобрел собственный станок, запатентованный позже.

Главное отличие гомельской скани состояло в выборе материала. Ажурные узоры составлялись из древесной стружки, снимаемой тончайшей лентой и устанавливаемой на ребро.

Для создания сожских филигранных узоров требовалось терпение и колоссальное усердие. Но усилия оправдывал результат.

За свою долгую историю филигрань неоднократно подвергалась угрозе полного уничтожения. Самое первое серьезное испытание — татаро-монгольское нашествие на Русь. Ордынцы разграбляли поселения, собирали дань и угоняли в рабство самых искусных мастеров, чтобы они работали на нужды ханов.

После были революции, во времена которых филигрань также переживала упадок.

Но второй опасный момент для скани наступил в 90-е годы прошлого столетия. Было попытки устроить серийное производство филигранных украшений. Однако легкости узоров было не добиться автоматикой.

Настоящие филигранные шедевры изготавливаются вручную от начала до конца при помощи простых приспособлений.

Филигрань из серебра и не только — технология изготовления

браслет

Суть метода создания изделий понятна из названия. Так, филигрань получается от латинских слов «filum» (нить) и «granum» (зерно). А русский аналог – «скань» произошел от старорусского слова «скать», означающего вить, свивать.

Филигрань изготавливается путем вытягивания в тонкую нить материала. Используются разные сплавы и металлы: нейзильбер, золото, медь, мельхиор, платина и серебро. Чем мягче и пластичнее материя, тем проще с ней работать. Умелые мастера скани вытягивают более двух тысяч метров проволоки из одного грамма золота.

Для подчеркивания красоты филигранных узоров используют различные эмали, драгоценные камни, янтарь, хрусталь и перламутры.

Каждый народ столетиями вырабатывал свою сканную технологию. Армянские мастера используют тонкие и плоские формы, дагестанские предпочитают небольшие металлические шарики (зернь) и полусферы, а в Латинской Америке, наоборот, сложные объемные узоры.

 Виды филиграни

С момента зарождения филигранное искусство непрерывно развивалось, разделялось на виды и подвиды. Пока не достигло такой классификации:

  1. Напайная – разновидность скани, при которой пайка проволоки и зерен ведется на какой-либо основе. Затем убирают или оставляют.
  2. Фоновая или глухая – по методу выполнения самая простая филигрань. Серебро или золото вытягивают в проволоку, выкладывают узором на подготовленный фон и оставляют в таком виде.
  3. Просечная или выпильная скань. Название символизирует способ, которым убирается фон (просечка или выпиловка).
  4. Рельефная филигрань – для фона применяется металлический лист с чеканным рельефом. Собранный филигранный узор выглядит объемнее. Наглядный пример – сожская скань, о которой рассказывалось ранее.
  5. Перегородчатая или напайная с эмалью филигрань – вид ювелирной техники, в которой после припаивания филигранного узора промежутки заливаются какой-либо эмалью.
  6. Объемная – такая разновидность филиграни не нуждается в основе. Мастер закручивает металлические нити так, что получаются объемные фигуры нужной формы. Иногда задумки оказываются сложными. Тогда мастеру приходится делать изделие небольшими частями. Зато легче проработать малейшие детали филигранного узора. Яркий пример сканного мастерства – красносельская русская скань.
  7. Ажурная филигрань – изделия в этой технике бывают плоскими и объемными. Применяется проволока и зерна. Для придания рельефа используются различные неровности и выступы узора. В этом стиле работают казаковские и кубачинские мастера.

 Казаковская филигрань

изделия

В селе Казакова первоначально не было и представлений о том, что такое филигрань.

В 1927 году в поселении была организована кустарная артель «Металлист» для производства столовой утвари и сельскохозяйственных инструментов. Вскоре, в 1939 году, туда была направлена Ольга Тараканова, выпускница Красносельского техникума художественной обработки металла.

Надо сказать, что в Костроме ювелирное дело начало развиваться в XIV веке. Самые старые мастерские были расположены в Красном Селе. Уже к XIX веку в ювелирном деле было занято 90% жителей.

Все производилось с опорой на фольклорные мотивы. В одном и том же изделии сочетали элементы филиграни и финифть. Кроме посуды, мастера выполняли фигурки животных, птиц, цветы.

Разбиравшаяся в костромской скани, Ольга была сразу назначена в должность технолога в новом цехе. Она организовала лекции по филигранному делу и демонстрировала образцы изделий с ее родины.

В течение года работницы собирали по мельчайшим деталям развертку подстаканника, используя ювелирную технику скани. Изделие копировало костромской стиль исполнения, но получилось легким и красивым.

С этого момента работа в новом цехе не останавливалась. Постепенно расширялся ассортимент выпускаемых изделий: посуда, броши, пряжки, пуговицы, запонки и т. д. Во время творческих изысканий понемногу зародился и собственный казаковский дизайн.

С 1960-х годов казаковская филигрань переживает бурный расцвет: запускается изготовление конфетниц, ваз под печенье и цветы.

Последующие годы принесли творческие слияния с другими народными промыслами: хохломой, изготовлением изделий из камня, кости и кожи.

Все это способствовало становлению завода как крупного предприятия по производству художественных изделий. И сейчас в Казаково создают настоящие шедевры.

 Кубачинская филигрань

изделия кубачей

Производили доспехи, кольчуги, оружие, ножны. Мастерство филигранных мастеров обладало таким великолепием, что русские императоры заказывали у кубачинских мастеров подарки для правителей других стран.

Со временем расширилось производство посуды, ювелирных украшений, предметов интерьера, филигранных украшений.

У мастеров села Кубачи своя особенная ювелирная технология работы с филигранью. Ажурные узоры сложные, наносятся поэтапно:

  1. Чернение основы, гравировка по ней.
  2. На основу наносится задуманный рисунок, чеканится, покрывается золотом.
  3. Мастером наносится гравировкой мельчайшие элементы филигранного узора.
  4. В бороздки от гравировки заливается чернь (состав из серы, красной меди, серебра и свинца).
  5. На заготовку оказывают высокое термическое воздействие, чернь плавится и оставляет черное прочное покрытие.
  6. Используемый узор зачищается и наносится следующий по задумке слой.
  7. На изделия переносится великий кубачинский орнамент: листья, изогнутые побеги и цветочные бутоны. При выполнении отслеживается симметричность филигранных украшений.

Кубачинцы используют серебро, которое в сочетании с чернением переливается и сверкает от яркого источника света.

Ассортимент изделий, изготавливаемый мастерами из Кубачей, обширен:

  1. Подвески и кулоны;
  2. Серебряные браслеты и цепочки;
  3. Сувенирные подковы;
  4. Кружки, подстаканники, фужеры, чашки, стопки и бокалы;
  5. Пряжки для мужских ремней;
  6. Ювелирные серьги и перстни.

И это неполный список того, что умеют местные мастера.

 Сферы использования

Сегодня популярна область применения предметов, главное украшение которых — филигрань. Ювелирные изделия занимают львиную долю среди общего объема. Их покупают в подарок на различные праздники или для собственного использования.

Сфера применения филигранного узора обширна:

шкатулка

  1. Различная посуда (подстаканники, наборы столовых серебряных приборов, фруктовницы, конфетницы, кубки и т. д.);
  2. Уголки переплетов и цельные обложки для редких книг.
  3. Элементы декора (шкатулки, вазы, статуэтки, часы и т.д.).
  4. Изысканные ювелирные рамы для картин и икон.
  5. Экстравагантные мужские аксессуары (пряжки для ремней, серебряные чехлы для зажигалок, портсигары и т. д.).
  6. Компоненты одежды, женские сумочки и головные уборы.
  7. Бижутерия и ювелирные филигранные украшения (серьги, запонки, пуговицы, броши, браслеты, кулоны, цепочки).

 Изделия с элементами филиграни против истинной филиграни

филигрань брошь

Элементы скани присутствуют практически во всех ювелирных украшениях: тонкий извилистый узор вокруг вставки с драгоценным камнем или симметричная россыпь мелких шариков зерни.

Появились филигранные изделия, где основа была отштампована или отлита на заводе. А поверх напаиваются составляющие скани.

Процесс изготовления позволяет получить готовую продукцию с низкой себестоимостью, но при этом гораздо прочнее. Такая «ненастоящая» филигрань сочетает в себе практицизм и эстетичность.

Украшение, выполненное по такой технике, будет меньше загрязняться, а ремонт в случае чего обойдется значительно дешевле. Часть браслетов и колец девушки используют повседневно. Тогда их стойкость к механическим воздействиям будет только в плюсе.

Но при выборе сережек стоит отдать предпочтение чистой филиграни, поскольку она явно будет выигрывать в весе готового товара.

Одним из главных достоинств благородной скани является тот факт, что каждый продукт изготавливается вручную по индивидуальной схеме. Истинная филигрань придает украшениям больше романтичности и нежности, а также выделяет драгоценные камни, за счет чего они смотрятся больше, дороже.

Оба варианта обладают своими преимуществами и недостатками. Главное — научиться их различать. Реклама мошенников заманчиво выставляет штампованные украшения под видом филигранной ручной работы.

 Как делают филигранные украшения

Существует определенные элементы филигранного узора: елочка, гладь, шнур, веревочка, дорожка, плетение и т. д. Все изделие представляет собой некое кружево из металлической нити. Для придания изысканности изделию филигрань сочетают с зернью – крохотными шариками, напаиваемыми в специально подготовленные углубления. С учетом существующих видов техник изготавливаются все филигранные украшения.

Иногда в одном изделии применяют разные технологии скани, дополнительно украшая  эмалью, чеканкой или вставками из драгоценных камней.

Для филигранного творчества не нужны сложные или дорогие инструменты.

Небольшие изделия создаются по одной и той же схеме:

  1. Из материала вытягивается проволока, которую затем сортируют по толщине, оставляют гладкой или дополнительно скручивают.
  2. Выкладка элементов по определенному рисунку (самыми распространенными являются травинки, колечки, завитки, репейчик, шестеренка, зубчик).
  3. Узорчатый орнамент приклеивается на нанесенный эскиз.
  4. Спаивание составляющих под высокотемпературным воздействием, которое скрепляет металл и уничтожает бумагу.
  5. Покрытие специальным химическим составом, полировка.
  6. Окончательная сборка предмета.

В завершение работы мастера применяют патинирование ювелирного изделия.

С начала появления древнерусской скани мастера полностью выполняли в одиночку все этапы создания товара.

 Мастер-классы филиграни, рассчитанные на разные уровни мастерства

Один из них демонстрирует изготовление простого колечка, давая детальное представление о том, как работал древнерусский мастер над своим филигранным шедевром. Впоследствии заготовку украшают вставками с жемчугом или драгоценными камнями, но для наглядности подойдет легкая узорчатость скани.

Для работы понадобятся: кусачки, пинцет, плоскогубцы, надфиль, штангенциркуль, паяльная паста, припой. Зависимость длины проволоки для основы от ее сечения и размера кольца прослеживается в специальных таблицах, разработанные опытными мастерами филигранного дела.

Мастер-класс упрощено рассказывает об изготовлении ювелирного украшения, но для понимания основных моментов и пробы себя в роли древнерусского мастера прекрасно подходит.

Второй пример создания эксклюзивного ювелирного украшения – филигранные серьги. Процесс их изготовления похож, за исключением того, что новички используют «полуфабрикаты»: металлическую основу под узор и две швензы (идут в комплекте). Для украшения подойдут различные небольшие драгоценные камни, эмали и даже блестки.

Имея небольшое количество простых инструментов и проволоку, любой почувствует себя настоящим древнерусским мастером. Люди с безграничной фантазией и умением подолгу заниматься одним и тем же делом создают настоящие филигранные шедевры.

   Как лучше носить филигранные украшения

филигрань в коллекция Гольче Даббана

Ювелирные изделия с филигранными составляющими подходят к образу романтичной девушки, и к солидному облику деловой современной леди. А главное, в обоих случаях они подчеркивают индивидуальность каждой красавицы. Все зависит от замысловатости филигранного узора и цветовой гаммы материалов, примененных в украшении.

Множество элементов и излишняя витиеватость узора делает изделие на вид старомодным и усложнённым. А розовое или желтое золото придаст большей винтажности. Сочетание станет прекрасным выбором для первого образа.

Для придания экстравагантности и современности лучше подобрать ювелирные украшения с узором попроще, сделанное из белого золота или платины. А вкупе с гиацинтом или сапфиром изделие обретет некую индустриальную привлекательность.

При выборе одежды следует учесть, что элементы филигранного узора цепляются за ткань, оставляя затяжки. Поэтому наряд выбирают с осторожностью.

Ажурные украшения подразумевают наличие некоего контраста: фактурного или цветового. Светлая скань раскрывается на фоне смуглой кожи и темных волос. Черненая ювелирная филигрань требует более пастельных цветов.

   Современный бренд — казаковская филигрань

филигрань в изделиифилигрань и кольцо

Филигранные ювелирные изделия — основная специализация «Казаковского предприятия художественных изделий». Товары местные мастера создают из серебряных сплавов.

Ассортимент широк. Каждый человек найдет что-то для себя или в подарок:

  • Для ценителей уюта есть наборы посуды, подсвечники, шкатулки, вазы.
  • Представителей молодежи ждут экстравагантные серебряные чехлы для флешек.
  • Управленцев же мастера порадуют изысканными наборами для потребления табака или алкоголя, настольными органайзерами, статуэтками.
  • Прекрасную половину человечества восхитят филигранные украшения из серебра.

Разнообразие товаров широко – любой подберет что-то для себя. При этом предприятие сохранило  принцип – товары для народа, а не для знати. Поэтому найти экстравагантное украшение по приемлемой цене не проблема.

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

Найти настоящие ювелирные изделия со сканым узором сложная задача. Предприятия по изготовлению филигранных украшений не афишируют на своих сайтах названия партнеров, продающих продукцию. По воле случае истинные шедевры продаются в неприметном ювелирном магазине. Или обойдя половину города, человек не найдет ни одного.

Верный способ приобрести истинную филигрань – посетить ювелирную выставку филигранных украшений в одном из крупных городов. Такой способ предоставляет большое количество филигранных украшений в разных техниках. На такие значимые мероприятия съезжаются представители ювелирных компаний со всей страны. Бывает и такое, что мастера производят ювелирные изделия в строго ограниченном количестве или только на заказ. Филигранные украшения покупают у них вне очереди исключительно на выставке.

Для тех же, кто не имеет возможности отправиться в другой город за покупками, работают ювелирный интернет – магазины, сайты частных мастеров и хендмейд ресурсы. В просторах глобальной сети находятся настоящие антикварные сокровища.

 Секреты мастерства

Филигрань – это ювелирная техника изготовления изделий с металлическими «кружевами». Произошел термин от двух латинских слов: «filum» — нить и «granum» — зерно. На Руси  получила название – скань, от древнерусского «съкати» — свивать, сучить.

Термины подчеркивают  суть технологии филигранного производства. Для изготовления применяется свитая в тонкий шнур проволока из драгоценного металла, чаще всего серебра. Изделие приобретает изящность, если в филигранные узоры добавляется «зернь» — мельчайшие металлические шарики.

Технологический процесс производства делят на следующие этапы:

  1. Разработка эскиза. Художник разрабатывает проект, разбивая филигранные узоры на небольшие отрезки для упрощения работы с проволокой.
  2. Заготовка филиграни. Для работы используют циейзен или волочильную доску. Через ее отверстия протягивается проволока (последовательно от большего к меньшему).
  3. Дальше проволоку ссучивают, сплющивают в вальцах и плетут шнуры из нее.
  4. Заготовка зерни. Проволоку нарезают, смешивают с угольным порошком и плавят до образования круглых металлических шариков зерни.
  5. Набор филиграни. При помощи корнцанга (специального пинцета) мастер собирает элементы узора, приклеивает на место.
  6. Обвязка изделия. Заготовку обвязывают железной проволочкой – биндрой. Либо используют специальный лак, если использовался узор, состоящий из шариков металла (зернь).
  7. Подготовка паяльной смеси и пайка. Измельченный припой очищают, смешивают с флюсом. Смесью просыпают филигранное изделие.
  8. Отбеливание. Проводят до полного очищения от следов буры. Остатки флюса мешают придавать изделию золотой или серебряный вид.
  9. Изделие просушивают, полируют. При необходимости производят чернение.
  10. После готовое ювелирное изделие промывают, сушат. Процесс создания закончен. Вскоре филигранные украшения поступят на прилавки ювелирных магазинов.

Вот основные секреты филигранного мастерства. У мастеров, передающих свои умения веками, есть свои тайны для создания настоящих шедевров.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 5
  1. Svetlana

    Прочитала все статьи. Узнала много новой информации. Понравилось, что статьи не очень длинные, но содержательные. :idea:

    1. irina68 (Автор)

      Спасибо за ваш интерес.Следите за выходом новых статей

  2. Олег

    Статья очень понравилась, прочитал с удовольствием, особенно про историю и виды филиграни. Эти изделия впечатляют своей красотой и изяществом. Мастерство исполнения и разнообразие узоров поражают воображение. Класс! Сайт добавлю в закладки.

    1. irina68 (Автор)

      Спасибо за отзыв.Очень приятно что вам понравилась статья.Это точно филигрань завораживает своим изяществом и красотой.

  3. Анжелина Кот

    Очень понравилась статья, почитала не отрываясь.🌹👍

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: